| "Как сделать мандалу симметричной?" - этим вопросом задаются многие
начинающие создатели мандал. Как добиться идеального восьми- или
двенадцатигранника, как не "переплести" мандалу по какому-то из лучей -
все это актуально и для специалистов в плетении.
Чтобы мандала получилась симметричной, необходимо сделать
качественную розетку. Розетка - это когда два креста скрепляются вместе
соединительным узором (например, лучами) и образовывается крепкая
восьмилучевая, восьмипалочная фигура. Без крепости и симметрии в самом
начале будет невозможно добиться этого потом.
Чтобы сплести розетку (соединить два креста) ровно, необходимо
проверять ее в каждый момент времени на "Три симметрии":
1. Следить, чтобы центр первого (верхнего) креста находился
точно над вторым. В течение первых кругов соединения крестов
они будут слегка сдвигаться, и каждый раз аккуратно их нужно возвращать
на место.
2. Следить, чтобы расстояния между лучами с самого начала
были ровными. От этого зависит, получится ли у вас в итоге
ровный восьмигранник.
3. Следить, чтобы плоскости обоих крестов были в одной
параллели. Для удобства можно (и нужно!) использовать пол, стол
или любую плоскую поверхность. Засчет более сильного натяжения
оплетающей нити в определенных местах (при плетении лучей), плоскости
могут быть выправлены в начале плетения.
А чтобы плетение не "убегало вперед" по какой-то из палочек,
делая один лучик больше всех остальных... нужно следить, чтобы мандала
по краешкам своего плетения постоянно вписывалась в круг, вписывать ее
туда мысленно.
Необходимо следить за тремя симметриями с самого начала, периодически
подправляя палочки до того момента, пока их еще возможно двигать, и
вся конструкция не стала крепкой. Если ответственно отнестись к
начальному моменту создания мандалы, то весь последующий процесс
окажется на удивление легким и доставит вам сплошное удовольствие.
Хорошего вам плетения! Важное правило, которое следует помнить всем начинающим и
продолжающим плести мандалы называется "НВП" - "Натягиваем,
Выравниваем, Прячем"
НАТЯГИВАЕМ: - это значит, в любой момент плетения
рабочая нить должна быть натянута или закреплена. Так как мы плетем без
узлов, ослабление натяжения нити грозит нам тем, что весь красивый узор
съедет к центру мандалы, потеряв сцепление с деревом, нити провиснут,
мандала будет не крепкой. Удобнее всего натягивать нити указательным и
средним пальцем правой руки, либо придерживать левой рукой, прижимая к
рабочей палочке.
ВЫРАВНИВАЕМ: - это значит, мы все время следим за
тем, чтобы узор мандалы вписывался в окружность, и уголки не "убегали"
вперед, чтобы мандала разрасталась равномерно. Если мы замечаем, что на
какой-то палочке наплетено больше, чем на остальных, мы надбавляем объем
на этих самых палочках посредством добавочных двойных оборотов.
ПРЯЧЕМ: - это значит, все наши хвостики, остающиеся
от привязывания ниток, мы не копим на обратной стороне, а пускаем под
оплетку. Оплетя 2-3 раза, обрезаем нитку, теперь она не распустится.
Удачного плетения! Довольно часто встречается обсуждение вопроса о том, можно ли в
мандалу добавлять-приплетать всякие инородные украшательские элементы
вроде бусин, перьев, лент и т.п
Давайте проясним это вопрос с точки зрения традиции и декоративности.
Сразу скажу, что в творческом полете нас ничто не ограничивает: мы
вольны плести мандалы хоть колготками на швабрах, если нам это кажется
красивым, или забавным, или отвечающим поставленной задаче.
В плетении декоративных мандал правил нет, разве что только правила
гармонии и цвета, которые каждый постигает самостоятельно, изучая
дизайнерские и цветоведческие книги.
Если мандала сплетена в хорошем настроении, в хорошей концентрации,
то, как мы уже и говорили, она получается не просто декоративной: в ней
уже есть зачатки образности. 50% мандал, которые я встречаю в интернете,
сплетены именно так: без знания традиций, но с душой и с любовью, а
оттого на них хочется смотреть, ими любоваться.
Однако давайте обсудим, можно ли вплетать в мандалу бусины, перья,
приклеивать кристаллы, обшивать бисером и так далее.
Можно, если вы можете дать четкое назначение и задачу каждому
введенному элементу.
Чем дальше вглубь времен, тем меньше в искусстве "простотАкашних"
украшательств, и тем больше смысла в каждом узоре, в каждом элементе
изделия.
Вы спросите: можно ли привязать бусину к мандале?
Можно. Только дайте ей назначение. Словами и мыслями. Пусть, например,
эта бусина - воплощение какой-то заветной мечты, идеи, узелок на память.
Пусть у нее будет своя служба, своя маленькая миссия, гармонирующая с
общей задачей мандалы.
Можно ли привязать перья? Можно. Только озадачьте и
их. пусть не просто болтаются. Пусть, например, помогают вашему желанию
"лететь выше", пусть облегчают груз, пусть поднимают над суетой...Пусть
что-то еще...
Можно ли приклеить что-то в центр? А вот тут - нет.
Или мандала с открытым центром, "квадратом", "сердечком", или уже не
мандала. Потому что центр - это самая важная воздействующая часть
мандалы. Его перекрывают или перевязывают, когда хотят приостановить
воздействие мандалы в силу каких-то причин. Если центр чем-то перекрыт -
мандала перестает оказывать свое благотворное влияние в той мере, на
которую способна. Поэтому, например, и мандала-часы - предмет интерьера,
который я придумала плести пару лет назад, мандалой в полной мере не
является, так как в центре не квардрат, а инородные металлические
стрелки.
Вот такие дела. Общую мысль статьи можно обозначить фразой : "Украшая,
озадачивай". Однако, не забывайте пожалуйста, что часто
красота не криклива и не вычурна, а душевно-проста и приятна на ощупь.
Добрых вам мандал!:) Действительно, у всех, кто заниматеся плетением мандал, периодически
возникают моменты, когда мандала "не идет". Запутываются ниточки, трещат
палочки, не собирается розетка... Хочется чертыхнуться и отложить
плетение, либо же продолжать плести вопреки всему, но прежде надо
разобраться, в чем же дело.
Давайте представим, что мандала - почти что живая. И у нее
есть некое мнение относительно своего предназначения. Она очень
хочет оказаться полезной в своей жизни и принести максимум пользы своим
существованием. Свое мнение она желает донести до своего Мастера
(человека, который ее выплетает), но имеет очень ограниченный набор
знаков. В основном, язык мандалы - это ниточный язык. Реже - образный.
Грамотный мастер в каждую минуту плетения прислушивается к процессу и
соотносит случающиеся "запутки", поломки и прочие неожиданности со
своими мыслями в данный момент. Если в процессе работы у мастера
промелькнула мысль, которая, по мнению мандалы, будет лишней или даже
повредит общему образу, она вполне может запутать вам нитку или оборвать
ее, как бы говоря: "Э, хозяин, что-то ты не туда подумал. Давай-ка
вернемся на пару витков и переплетем по-хорошему".
Стоит заметить, что вся сила мандалы - это сила ее мастера,
автора. Ниоткуда в мандале силе не взяться, если мастер ее туда не
заложил. Соотвественно, мандалы способных мастеров порой могут
вызывать даже образные картинки в сознании, чтобы что-то донести до
мастера. Это случается нечасто, но регулярно, в среде увлеченных
плетением.
Итак, если начала рваться или путаться нить, если стали происходить
какие-то заминки с плетением, мастеру следует задать себе следующие
вопросы:
- Уверен ли я, что мое настроение достаточно благостное для плетения?
- Действительно ли тот, кому я плету мандалу, нуждается в моей помощи?
(вспоминаем Закон Свободной Воли живых существ, согласно которой мы
имеем право оказывать мандальную помощь)
- О чем я думал в момент "запутки"/отрыва нити? Не вплелись ли в этот
момент негативные мысли?
- Не плету ли я ради выгоды?
Существует целая методика распознавания языка мандал, согласно
цветам, узорам, назначению, времени плетения и т.п, о котором мы
подробно говорим на наших занятиях. Однако на бытовом уровне понимать
мандалу может каждый. Удачи вам в творчестве и вдохновения!
| |