Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы — хрупкость — в ее основное художественное достоинство.
Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами, а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ.
В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы — всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке — вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.
Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,— мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор — это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.
Конечно, ребята, вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь — украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.
Вам понадобятся:
- Яичная скорлупа
- Деревянная основа - фанера, ДСП или толстый картон размером
примерно с тетрадный лист.
ДСП Толстый картон Бумага - Клей ПВА или"Момент"
- Мучной клейстер
- Калька
- Тушь (черная или цветная)
- Бумага писчая
- Ножницы
- Мелкозернистая наждачная бумага
- Тряпочка
- Палочка-"гладилка" - палочка из твердой древесины с ровным, хорошо
отполированным срезом на торце. Если вы пока не умеете работать с
деревом, попросите папу сделать такую палочку.
Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.
1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.
2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.
3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.
4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК
Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается
выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить
скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а
прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на
внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо
смазать и подкладку и скорлупу.
Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.
Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки — ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами — скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.
Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету — на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой — желтоватые, на третий — розовато-коричневые, а на четвертый — пятнистые осколки перепелиных яиц:
Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.
Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее — вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.
Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.
Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.
Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней — почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры, о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».
Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.
ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ
А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных
пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом,
приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы
детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в
которых детали изображения не превышают размеров расплющенных
скорлупок, а значительное место уделено фону.
Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Для начала скопируем орнамент, показанный на рисунке:
Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения — рабочий рисунок готов.
Его можно использовать многократно — достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды — на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.
Нанести изображение на гладкую дощечку легко — надо положить на
нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно
обвести линии твердым, остро
заточенным карандашом.
Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.
Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.
Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и
обведем его карандашом.
Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.
Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.
Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.
Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.
Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.
Наш выбор не случаен — химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.
Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,— и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.
Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.
ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА
Шлифовка мозаичного набора — это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.
Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой — листок обыкновенной писчей бумаги.
При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.