Дорогие мои рукодельницы! Приветствую всех, кто очень интересуется холодным фарфором, хотел бы его приготовить, но никак не может начать его варить из-за неимения кукурузного крахмала. Как оказалось, можно использовать и картофельный крахмал, не смотря на отрицание многих мастериц в сети. Моя огромная благодарность автору со Страны Мастеров Ольге Молчановой за вдохновение на творчество, за подробный мастер-класс, за то, что раскрыла все секреты холодного фарфора, за ее прекрасные работы! Спасибо! Поближе познакомиться с автором вы сможете по ссылке http://stranamasterov.ru/user/248586. Далее размещаю текст автора.
Хочу заметить, что эти цветы, белые, что ниже, автор сначала покрывает белой грунт-эмалью из баллончика (автомобильной), а сверху тоже из баллончика автомобильным лаком. Именно поэтому они такие белоснежные и блестящие)
Итак, нам понадобится:
Крахмал 250-граммовый стакан (кукурузный или картофельный)
Клей ПВА 250-граммовый стакан (Момент-супер я смешиваю с каким-нибудь простым ПВА)
Глицерин 1-2 столовые ложки (есть в аптеках)
Крем для рук 1 столовая ложка (желательно питательный или бархат)
Лимонная кислота в порошке 0,5 чайной ложки (без горки)
Выливаем клей в стеклянную или тефлоновую посуду, добавляем глицерин, крем и лимонную кислоту. Все тщательно перемешиваем до однородного состояния.
Высыпаем в нашу емкость крахмал и опять тщательно перемешиваем.
Получаем массу, по консистенции напоминающую сметану. Она немного пузырится - это лимонная кислота, переживать нечего.
Ставим посуду с нашей смесью на маленький огонь или водяную баню и , постоянно перемешивая, нагреваем. В скором времени начнут появляться комочки полусваренной массы
Не забываем все время мешать, а то в стекле может и пригореть.
Процесс все ускоряется. Масса становится все гуще. Перемешивая, не забываем проходиться не только по дну, но и по стенкам посуды.
Как только вся масса соберется в ком и перестанет быть жидкой - фарфор практически готов.
Смазываем кремом стол, на котором будем вымешивать массу.
Выкладываем горячую массу на стол. Посуду, в которой варили фарфор сразу замачиваем водой, чтобы в дальнейшем не было проблем с отмыванием клея и не осталось негативного впечатления от процесса приготовления.
И начинаем месить, как тесто на вареники. Если порция небольшая, то комок быстро начинает остывать и рукам вполне терпимо. Если же объем превышен в 2-3 раза, то можно немного подождать, когда немного остынет масса, накрыв влажной матерчатой салфеткой.
После вымешивания и остывания должна получиться белая, гладкая, пластичная и не липнущая к рукам масса
Пластичность проверяется так: захватываете кусок и начинаете тянуть. Нормальная пластичная масса, подходящей консистенции не рвется кусками, не является резиновой и держит форму, не растекаясь по столу.
Все, наш холодный фарфор готов!
Берем пищевую пленку или полиэтиленовый пакет и плотненько обматываем наш заветный кусочек. Даем полежать ему несколько часов. Хотя лепить можно практически сразу. Храним при комнатной температуре плотно упакованным не из-за какого-то вреда здоровью, а для того, чтобы наш фарфор не потерял своих качеств и не высох до того, как мы не сваяем из него чего-нибудь прекрасного. Предвосхищая будущие вопросы хочу добавить, что варить можно не только на плите или водяной бане, но и в микроволновке. В этом случае масса греется в несколько приемов с перемешиванием после каждого нагрева. В зависимости от количества приготоляемой массы и мощности микроволновки сначала 2-3 раза прогреваем по 20-30 секунд, пока масса не нагреется и не начнет густеть. После этого время нагрева сокращается до 10 секунд, не забывая перемешивать каждый раз, что поможет приготовить однородную массу.
Итак, будем считать, что с варкой массы мы справились удачно... Увидев необыкновенный цветок или красивую картинку, нас озаряет идея создать неповторимый шедевр. Приблизительно так было и с этой работой, ну необыкновенно понравилась орхидея!
Что же нам понадобится?
А на фото - набор того, чем пользуюсь я. Это акриловые краски, гуашь, сухие пигменты (в центре), пищевые красители (на фото сверху), краска на водной основе (справа внизу), пастель сухая (мелки в коробках). Хочу добавить, что на фото нет некоторых компонентов, которыми не пользуюсь я, но которые вполне могут подойти для начинающих рукодельниц - это ненужные, или ну очень красивого оттенка тени и губная помада. Так же на фото нет масляных красок, которые отлично подойдут как для окраски вовнутрь, так и снаружи. В общем, нам подойдет практически все, что мало-мальски красится.
Для примера берем разные красители не по цвету, а по консистенции. Голубой - это пищевой краситель (почему жидкий опишу в конце), желтый - сухой пигмент, зеленый - краска на водной основе. Так вот на наши заветные кусочки наносим красочку.
Заворачиваем вовнутрь и начинаем мять.
Разминаем тщательно, чтобы масса однородно окрасилась. В итоге - превосходный результат. Заматываем в пленочку и начинаем ваять.
Еще хочу привести пару примеров для того, если нужны переходы цвета в цветке, как например вот здесь.
Делим цветной кусочек на три части. К одной из них добавляем черного фарфора, совсем немного или черного пигмента.
Тщательно его перемешиваем. Получаем в итоге следующее.
Делим темный кусочек на две части.
Одну из них объединяем со светлым кусочком и разминаем.
Ну вот. Из самого темного лепится серединка, посветлее - средние 2-3 ряда лепестков, а светлые - наружные.
Закрепим тему на другом примере:
Освещение не очень, но можете поверить на слово - это будет красный цвет. Почему - опишу ниже. Делим на три части.
К одной из них добавляем кусочек белого фарфора, к другому сухого пигмента или более темного оттенка готовую массу. Каждый из кусочков тщательно вымешиваем.
Итог наших алхимических опытов! Ваяем! Теперь несколько тонких моментов. По каким-то, неведомым мне причинам, готовую массу удобнее всего вымешивать не пальцами, а на ладони. Вот именно к ладони она почему-то не липнет, а на пальцах остаются кусочки, приставшего фарфора, да еще под ногти он норовит забраться... Поэтому я для себя приемлемой считаю такую технику вымешивания:
Кладем кусочек на ладонь и расплющиваем в лепешку другой ладонью.
Складываем пополам.
Опять расплющиваем ладонью. Очень для этого подходит подушечка на ладони под большим пальцем...
Заворачиваем теперь с другой стороны и повторяем процедуру.
До тех пор, пока не окрасится в однотонный цвет.
Ну а теперь вообще все секреты:
- пожалуй первое, что нужно знать, так это то, что при высыхании окрашенный фарфор принимает более интенсивную окраску, чем влажный, поэтому, если не уверены в результате - раскатайте капельку окрашенного фарфора и дайте ей высохнуть, чтобы убедиться
- пищевые красители рекомендую разбавлять в небольшом количестве глицерина, так цвет будет однороднее и удобнее дозировать. Вот почему на примере голубая краска жидкая и блестит
- сухие пигменты можно приобрести в магазинах для мыловаров или для мастеров ногтевого дизайна
- пастель, в основном, использую для тонировки листьев и лепестков, а не вовнутрь массы. Следует учесть, что тонировать нужно еще влажную заготовку.
- На сухой фарфор сухая пастель не ложится. краска на водной основе тоже была куплена в магазине ногтевого дизайна. Вносить ее, как и масляную, нужно с осторожностью, чтобы не переборщить, без разбавления с водой.